Понедельник, 20.11.2017
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Март » 12 » Взаимозависимость Евросоюза и России
13:45
Взаимозависимость Евросоюза и России
События в Украине начала 2015 года не могли оставить равнодушным мировое сообщество. Военно-политическое противостояние между самопровозглашенными республиками Донбасса и официальным Киевом подошло к той критической точке, когда необходимость прекращения затянувшегося конфликта стала предметом всеобщего понимания. Гибель людей по обе стороны от линии фронта давно приобрела достаточно массовый характер, постепенно делая бессмысленными любые политические разногласия между донецкими республиками и киевскими властями. К тому же существует опасность перерастания локальной войны на востоке Украины в куда более масштабную операцию, что чревато крахом общеевропейской системы безопасности. Кажется, Евросоюз осознал, какую угрозу таит в себе продолжение украинского конфликта. В частности, европейские политики выступили против продажи летального оружия киевскому руководству и поддержали идею частичной федерализации Украины с приданием особого статуса Донецкой и Луганской областям вплоть до введения там регионального русского языка и организации отрядов народной милиции. Подобные меры с самого начала военного противостояния поддерживались Россией, видевшей в них возможность прекращения массовой бойни и гибели мирного населения Восточной Украины. Сближение позиций Евросоюза и России в понимании способов реализации миротворческого процесса и сделало реальными достижения недавно прошедшего саммита в белорусской столице.
 
Последствия достигнутого компромисса выходят далеко за рамки украинской государственности. Ведь речь идет о новом витке взаимоотношений между Россией и Европой, что, в свою очередь, имеет большое значение для всего мирового сообщества. При наличии взаимной политической воли Минские соглашения способны привести к поступательному улучшению российско-европейского политического процесса. Конечно, прежним он уже не будет, но долгосрочная перспектива может оказаться в определенной степени позитивной. На это указывает анализ сложившейся за последний год ситуации на международной арене.
 
Плюсы и минусы санкционной войны
 
Вследствие санкционной войны Россия политически и экономически "шагнула" на Восток. Действия Российской Федерации носили вынужденный характер, но принесли ощутимый результат - чего стоит хотя бы договор между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о поставках газа в Китай на сумму в 400 млрд долл. с отменой импортных пошлин. Соглашение также предусматривает совместный российско-китайский проект по строительству мощного магистрального газопровода "Сила Сибири" стоимостью до 70 млрд долл. Причем, как отмечает китайская сторона, Пекин настроен на дальнейшее сотрудничество с Москвой, невзирая на возможные флуктуации в сфере международной политики.
 
Россия, безусловно, повысила свой авторитет среди стран БРИКС, продемонстрировав всему миру политическую независимость от Вашингтона. Оказалось, что антироссийские санкции можно компенсировать поставками продовольствия из стран Южной Америки, а недоверие со стороны Запада обратить себе на пользу, поддерживая отечественного производителя и создавая новые рынки для сбыта своей продукции в неподконтрольных Западу областях земного шара. Укрепление дружеских отношений между Россией и Венесуэлой сулит построением союза со страной, владеющей, по данным статистического отчета корпорации "Бритиш Петролеум", богатейшими на планете запасами нефти. В январе 2015 года Боливарианская Республика Венесуэла подписала договор с Ираном о действиях, нацеленных на предотвращение дальнейшего снижения цен на нефть. Как отметил глава Венесуэлы Николас Мадуро, соглашение направлено на поддержку как стран ОПЕК, так и непосредственно России и Венесуэлы, против которых, по мнению латиноамериканского лидера, США ведут настоящую войну на уничтожение путем снижения цен на сырье. Перспективы сотрудничества между Россией и странами Латинской Америки в отношении добычи нефти и регулирования цен на черное золото были подтверждены в феврале во время деловой встречи делегаций России, Венесуэлы и Эквадора в Москве.
 
Все же, несмотря на определенный набор позитивных последствий от действия санкций, ситуация с российской экономикой не выглядит безоблачной. Об этом свидетельствует и заметное увеличение цен на товары первой необходимости в конце 2014 года, и произошедшее стремительное падение курса рубля к доллару и евро. В свою очередь, прогнозы по темпам роста российской экономики в 2015 году не отличаются оптимизмом. В январе Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) представил отчет, согласно которому в России в 2015 году ожидается сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) на 4,8%. По мнению специалистов ЕБРР, указанный тренд связан со средними по году ценами на нефть в пределах 58 долл. за баррель, а также действием санкций и снижением активности инвесторов. Прогнозируемое снижение инвестиций в экономику России в текущем году может составить 10% по причине роста стоимости внутрироссийских кредитов и ограничения доступа к внешнему финансированию. Особенно опасен дефицит инвестиций в нефтегазовой сфере, так как он может сказаться на объемах добычи нефти и газа, от которых прежде всего и зависят российские финансы. Даже несмотря на то что в деятельности некоторых международных рейтинговых агентств может присутствовать политическая ангажированность, ситуация с инвестиционной привлекательностью России выглядит не слишком утешительно. Дальнейшему ухудшению ситуации может способствовать падение роста потребительского спроса. Так, в 2014 году, по сравнению с 2013-м, потребительский спрос упал почти вдвое, а в начале 2015-го нет особых оснований говорить об изменении данной тенденции. Министерство финансов России и Минэкономразвития придерживаются несколько более благоприятных сценариев, но и они прогнозируют падение российского ВВП в пределах 1-2%. Таким образом, российской экономике грозит существенный финансовый кризис.
 
Минский саммит как точка возврата
 
Возвращаясь к теме Минских соглашений февраля 2015 года, следует отметить, что при благоприятном совпадении ряда факторов они способны стать отправной точкой потепления между Российской Федерацией и Евросоюзом. В контексте сказанного следует, во-первых, надеяться на присутствие действительного стремления к миру лидеров официального Киева и Донбасса, а, во-вторых, на реальное, не только на словах, проведение в жизнь миротворческих инициатив со стороны Москвы и Брюсселя. История дает шанс, которым нужно еще суметь и по-настоящему захотеть воспользоваться.
 
Широкие слои населения и многие ведущие политики Европы недовольны сложившейся ситуацией зарождающегося российско-европейского противостояния. Евросоюз в целом объективно заинтересован в отмене санкций и, не исключено, готов простить России многое, даже Крым, о котором в тексте Минских соглашений не сказано ни слова, что означает одно - Европа де-факто уже почти признала Крым российским. Осталось лишь подтвердить это юридически, но данный шаг может занять годы. Недавно экс-президент Франции Николя Саркози, выступая перед своими сторонниками на съезде партии "Союз за народное движение", заявил, что народ Крыма нельзя упрекать за выбор в пользу России. Конечно, в Европе есть силы, активно противодействующие партнерству Европейского союза и Российской Федерации, но вряд ли они в большинстве.
 
Российская политическая элита должна осознать необходимость возобновления сотрудничества с Евросоюзом. Конечно, для этого ей потребуется умение мыслить компромиссно, но без учета взаимных интересов в любом случае будет трудно обойтись. Разговоры о едином фронте США и Европы, направленном против России, являются, по-видимому, некоторым преувеличением, ведь Запад весьма неоднороден. В мире давно началась и вовсю продолжается экономическая конкуренция между США и Европейским союзом, постепенно приобретая все больше политических элементов в своем составе. Да и сам Евросоюз не является единым государством, а представляет собой конгломерат разных стран, исповедующих порой неодинаковые точки зрения на мировую политику. Та же Германия, претендуя на роль экономического лидера Объединенной Европы, в будущем, вероятно, совсем не против освободиться от политического диктата Вашингтона, на что указывает хотя бы ее военный бюджет, сопоставимый с британским. Что касается Франции, то она изначально, со времени появления НАТО, склонна проводить собственную политику, далеко не всегда вписывающуюся в прерогативы проамериканского курса. Лидеры Чехии, Венгрии, Словакии, Кипра нередко проявляли склонность перечить Брюсселю в том, что касается России. Достаточно мягкую позицию в отношении восточного соседа занимает и президент Финляндии, часто высказывавшийся против антироссийских санкций.
 
Используя Минские соглашения в качестве исходного пункта для возобновления сотрудничества с Европой, Россия может кардинально улучшить как свое политическое положение, так и экономическую ситуацию. Сохранив достигнутое за последние пару лет на Востоке, Россия обладает возможностью прибавить к этому заново открывающиеся перспективы на Западе. Москва имеет шанс построить действительно многовекторную внешнюю политику, могущую обернуться новыми выгодами, и стать связующим мостом между Западом и Востоком. Разумеется, нельзя ступить в воду одной реки дважды, и поэтому партнерство с Европой не будет прежним, а повторится, образно выражаясь, на новом витке спирали. Не будет преувеличением сказать, что прежней не останется и сама Европа, на что влияют и скрытые подводные камни европейского межгосударственного объединения, и финансовые трудности европейского Юга, и ситуация с Украиной.
 
Проблема модернизации российской экономики при условии санкционного давления практически нерешаема. Фото Reuters
 
Энергетическая сверхдержава
 
и планы на будущее
 
России требуется модернизация, связанная как с построением инвестиционно привлекательной экономической системы, так и с поступательным сокращением доли нефтегазовой отрасли в государственном бюджете. Разумеется, Российской Федерации нельзя отказываться от преимуществ энергетической сверхдержавы, но безотлагательная необходимость структурной перестройки экономики в пользу наукоемких и высокотехнологичных отраслей производства начинает осознаваться уже на всех этажах государственного аппарата. Ряд предпринятых шагов, таких как проект наукограда "Сколково", разработка отечественных смартфонов российской компанией Yota Devices и участие России в строительстве термоядерного реактора по программе "ИТЭР" во Франции, следует рассматривать лишь в качестве стартовых. Решение проблем технологического отставания и продовольственной безопасности требует всеобъемлющего продолжения. Причем "нефтегазовая игла" и размеры территории, занятой вечной мерзлотой, отнюдь не видятся неизбывным фатумом. К примеру, Канада, находясь в сходных климатических условиях и также располагая огромными запасами минерального сырья и значительной территорией, тем не менее является одним из важнейших в мире производителей хай-фай и хай-энд компонентов радиоэлектроники. Кроме того, Канада входит в число крупнейших мировых поставщиков сельскохозяйственной продукции. Поэтому так называемое проклятие ресурсов не имеет столь выраженного всеобщего характера и может преодолеваться правильно проводимой экономической политикой. Точкой роста для инновационного развития, как уже неоднократно отмечалось, мог бы послужить российский военно-промышленный комплекс, где сосредоточены мощные наукоемкие производства, зачастую не имеющие мировых аналогов, как, например, концерн ПВО "Алмаз - Антей". Интенсификации российской экономики может помочь и климатическая политика, делающая ставку на возобновляемые источники энергии. По информации Всемирного банка Россия обладает значительным потенциалом для повышения энергетической эффективности. Энергетическая сверхдержава, успешно применяющая современные инновации и опирающаяся на политическую многовекторность на Востоке и на Западе, имеет все шансы на вхождение в круг мировых экономических лидеров.
 
Без Европы, без положительных контактов с Западом России грозит стагнация на долгие годы даже при наличии некоего экономико-политического прорыва в Азии и Латинской Америке. Компенсировать полностью разрыв связей с Евросоюзом будет скорее всего проблематично. России в данном случае грозит частичная изоляция и планомерное скатывание к новой гонке вооружений с превращением в сырьевой придаток Китая и других быстро развивающихся крупных стран. Внутренняя политика неотделима от внешней, и для модернизации Россия должна быть кровно заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с европейскими странами, параллельно кооперируясь с Китаем и сохраняя все прочие налаженные связи в Азии и Латинской Америке.
 
От конфликта с Россией страдает и Евросоюз, также не блещущий темпами роста экономики. Хотя, по мнению представителей Еврокомиссии, ожидаемое увеличение ВВП еврозоны составит в 2015 году 1,3%, оно, конечно же, могло бы быть и выше. Напротив, согласно оценке финансовой группы "Калита-Финанс", рост ВВП Соединенных Штатов составит порядка 1,8-2,2%, и, как отмечают эксперты, названные цифры демонстрируют вполне уверенный рост американской экономики. Не покидает лидирующих позиций по экономическому развитию и Китай, чей ВВП, по мнению МВФ, должен вырасти в 2015 году более чем на 7%, несмотря на ранее констатируемую тенденцию к замедлению темпов роста.
 
Было бы идеализмом утверждать, что февральский саммит в Минске является панацеей от любого отрицательного варианта развития событий. К сожалению, негативный сценарий - срыв мирного урегулирования вследствие неспособности конфликтующих сторон к разумному компромиссу - видится вполне жизнеспособным. Подобная альтернатива ведет к длительному военному конфликту на востоке Украины с угрозой прямого военного столкновения России с США и Евросоюзом. Однако даже если непосредственного вооруженного конфликта России и Запада и не произойдет, мир в таком случае все равно окунется в омут новой холодной войны, грозящей в любой момент обернуться горячей. Вряд ли российской экономике поможет новая гонка вооружений, достаточно вспомнить печальный советский опыт времен 80-х годов, когда непомерные военные расходы, наложившиеся на падение нефтяных котировок, привели к краху Советского Союза.
 
Евросоюз без России и тем более против России также имеет куда меньше возможностей для полноценного развития. Подобная альтернатива несет Европе как экономические риски, так и уменьшение политического веса в мировом масштабе при параллельном укреплении влияния своего могучего заокеанского партнера со звездно-полосатым флагом. В конечном счете антироссийские ходы ряда ведущих европейских стран вряд ли являются экономически выгодными и глубоко национальными. Конфронтация между Россией и Европой деструктивна в целом для мирового сообщества и способна объективно содействовать росту политической нестабильности на планете, тем самым косвенно поддерживая опасные для всего человечества крайние проявления религиозного экстремизма и международного терроризма. Силам, подобным ИГ, только на руку любые очаги напряженности, и в особенности в Европе - родине западной цивилизации и культуры. В общем, и России, и Евросоюзу не следует двигаться в лоне "конфликта цивилизаций", осуществляя на практике худшие прогнозы некоторых классиков геополитической мысли.
 
Ясно одно - назрела острая потребность во взаимовыгодной политической рокировке. Международный саммит в белорусской столице показал главное - Россия и Европа по-прежнему нужны друг другу. Сама историческая необходимость вынуждает их к сотрудничеству. Важно лишь не упустить даруемый судьбой шанс.
 
Евгений Хейсканен, Алпо Юнтунен
Просмотров: 23 | Добавил: inoras1982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz